Опыт работы по – познавательно – исследовательской деятельности в детском саду
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка.
Всем вопросы задает:
«Почему на небе солнце?
почему журчит вода.
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?»
Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших воспитанников. Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многое почему?
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Работая воспитателем, пришла к выводу, что моя задача не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Постепенно пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности
(видео о жизни всё: как дети приходят, умываются, садятся за стол, завтракают и т.д.)
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:
- развитие познавательно-исследовательской, продуктивной и конструктивной деятельности
- формирование целостной картины мира
- расширение кругозора детей
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
Для этого необходимы условия:
- создание развивающей среды, обеспечивающую свободу выбора ребёнка
- компетентность педагога.
Работа по познавательно - исследовательской деятельности проводится мной в совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной детской деятельности. Работа организуется таких формах, которые наиболее понятны и интересны ребёнку дошкольнику в разных формах:
− сюжетно-ролевая игра;
− рассматривание;
− наблюдение;
− беседа;
− экскурсии;
− конструирование;
− экспериментирование;
− исследовательская деятельность;
− коллекционирование;
− развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.
Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.
Познавательно-исследовательская деятельность, направлена на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Исследовательская деятельность опыты как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
Развлечения, викторины, конкурсы такая форма даёт возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет педагогу гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. При разработке и составлении тематического плана мной учитываются возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. У нас в группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.
Значительное место педагогической деятельности уделено методу проектирования. Мной были разработаны такие проекты как «Мыльные пузыри», « Друзья ветерка», « Огород на окне» Эти проекты имеют краткосрочный или долгосрочный характер, преследуют различные цели, выливаются в разнообразные формы и методы, но все они, так или иначе связаны с познавательно- исследовательской деятельностью.
Специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключении хочется прочитать одно известное китайское изречение:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
3. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
4. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
8. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
9. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
10. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
11. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
12. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.